Наши достижения
У каждого, конечно, свои странности. У меня их четыре. Я ненавижу:
- сидеть в кино,
- слушать радио,
- ждать поезда
- и давать интервью.
От этих вещей меня размаривает сон. И особенно последнее.
Но, увы, интервью неизбежны. В особенности перед концертом.
Мой интервьюер оказался простым и симпатичным человеком. Он позвонил мне по телефону и сказал:
- Послушайте! Мне надо от вас интервью брать. А у меня тут, того... свояченица замуж выходит! Да вы еще, говорят,
живете где-то у черта на куличках! Знаете что? Будьте "спорт": напишите сами. А?..
Я подумал, как Розанов в "Уединенном":
"Принимая во внимание, что он любит мои стихи и что у него свояченица - девственница..."
Напишу сам.
Я взял карандаш и бумагу, сел перед зеркалом, чтобы лучше видеть своего собеседника, и решил начать прямо с главного.
- Александр Николаевич, - сказал я, - что вас больше всего волнует? На сцене, конечно.
Вопрос был задан очень умно и тонко. Я сразу попался на эту удочку.
- Как вам сказать?.. На сцене, - сказал я, - мне всегда было страшно! Я думал: вот сейчас кто-то вскочит, кто-то
крикнет: "Господа! Да ведь это же ложь! Это обман! Этого не бывает! О чем он поет? Любовь? Какая любовь? Сказки!
К черту! Долой его!.. "
И все полетит в бездну. Ноты, цветы, рояль... Все завертится... Люди, звери- все сольется в одно. Кто-то будет топтать меня ногами и кричать:
- Вот тебе! Вот тебе! Вот тебе!
И сердце зазвенит и лопнет, как мыльный пузырь! А ведь, если подумать, что такое актер? Человек, который претендует на внимание и время публики. Он как бы говорит:
- Смотрите на меня! Слушайте меня! Покоритесь мне!
Но для того, чтобы занимать своей персоной внимание деловых, занятых и серьезных людей, надо быть неисчерпаемо интересным, значительным, многогранным.
А что мы, актеры, знаем наверное?
Ничего.
Что знает укротитель, входя в клетку со львами?
Он надеется остаться в живых!
Вот и все.
Как-то в Нью-Йорке я ехал в такси с Шаляпиным на его концерт. Зал "Карнеги"- на четыре тысячи человек - был распродан задолго. В такси мы молчали.
Перед самым театром Ф. И. обернулся ко мне:
- Послушайте, - сказал он. - А вдруг они скажут: "Чего эта старая лошадь вылезла на сцену?"
Я сразу не понял.
- Кто "они"?
- Ну публика!
Я искренне возмутился:
- Ну как вы можете говорить такие вещи, Федор Иванович? Вы - Шаляпин! Вы не имеете права так говорить
о себе!
Ф. И. грустно улыбнулся:
- Подожди, они тебя еще разорвут когда-нибудь...
И я понял его. Потом. Подумав.
Но как мало актеров, понимающих это! Обычно самые большие самолюбия бывают у маленьких актеров. А у парикмахеров и еще больше.
Я помню, за кулисами перед спектаклем премьер капризничал. Парикмахеру приходилось переделывать парик несколько раз.
- Не то! - злился премьер. - Не годится! К черту! -
И он швырнул парик на пол.
Парикмахер обиделся.
- Что вы мне говорите "не годится"! Что я, вчера начал работать с париками? Я, слава Богу, уже двадцать лет на
болванах работаю!
Ответ был потрясающий. Премьер стал добрее...
* * *
Мы покурили. Дальше беседа не клеилась.
Чтобы помочь интервьюеру, я задал вопрос Вертинскому:
- Ну а как вам нравится наш театральный Шанхай, Александр Николаевич?
Вертинский оживился.
- О, чудный город! Я нигде не видел такого количества поющих, играющих, танцующих, взывающих и глаголющих
людей, как здесь. Обратите внимание: если в ресторане, например, сидят 20 человек, то четверо из них - певцы,
двое - конферансье, пятеро- танцоры или танцовщицы, а остальные - театральные критики.
- А где же публика? - спросил собеседник.
- Публика? Она приходит в кабаре уже со своей программой. Публики нет. Есть актеры. Как немцы со своими
бутербродами ходят в театр.
Они сами - программа! И актеры им не нужны.
В Шанхае все - актеры. Правда, многим в эмиграции пришлось уйти от любимого дела и заняться торговлей, коммерцией и еще чем Бог послал, но все - играли, все - "занимали положение".
Когда-то Балиев, рассердившись на своих актеров, сказал:
- Пусть уходит вся труппа! Мне не нужно актеров. Если я захочу, у меня пожарные будут играть!
- Я думаю, что если Шанхай захочет...
Он перебил меня:
- Вы говорите только о мужчинах?
- Нет, о дамах тоже. Пример? Ну вот выйдите на Жоффр в хорошую погоду:
- Моничка, - услышите вы, - как тебе нравится? Соня хочет петь "Травиату". Ну? Не нахальство? У меня же эта
партия выучена наизусть! Я же могу ее во сне петь! Хоть даже без дирижера...
"И без публики", - злобно думает Моничка, но говорит другое:
- Странно. Она мне еще за лисицы не заплатила, а уже лезет в "Лайсеум"!
А иногда разговор бывает другим.
- Вы знаете, Галочка, что надо поставить на Рождество у нас в кружке? - говорит юноша ковбойского типа.
- Что?
- "Хижину дяди Тома".
Галочка, которая играет небольшие роли, презрительно поводит плечами:
- Все равно здесь некому сыграть "Хижину".
Идея умерла.
Мой друг Копочка, который все знает задолго и наверняка, иногда таинственно говорит мне:
- Вы видите эту даму с нотами?
- Вижу.
- Как вы думаете, что она сейчас делает?
- Не знаю.
- Подкапывается под Лакме!..
Через месяц - бац: афиша!
Из проклятого актерского любопытства я иду в театр. Через 10 минут я уже вылетаю обратно. На глазах у меня слезы бешенства.
- Копочка, - говорю я. - Не хочу быть актером. Не хочу! Не хочу! Почему я не академик, не герой, не мореплаватель,
не плотник? За что, за что я, несчастливый, уродился актером?! Копочка, возьмите меня из этой жизни, отдайте меня в солдаты или зубные врачи! Я не могу...
Копочка пугается:
- Только не делайте мне здесь истерику! - шипит он. - Люди слушают... Дойдет до нее! А я у ее мужа зубы
лечу!
Замолкаю.
- А мне она нравится! - громко говорит он - так, чтоб все слышали. И добавляет тихо: - Ей-богу!..
- Вы паршивый неврастеник! - говорит он мне на другой день. - Вам нельзя ходить в театры! Вот читайте: газеты же ее
хвалят!
Я читаю: "Хорошо пела Булкина, чего нельзя сказать о декорациях".
Действительно нельзя.
Борьба бесполезна.
А с прессой тем более. Во-первых, пресса всесильна. Меня учили, что это шестая держава. А во-вторых, им и карты в руки. Они-то знают лучше нас.
Пресса у нас, конечно, добрая, очень добрая. И внимательная к актерам. Маленькие дарования она тоже не забывает отметить.
Как-то читаю:
"Очень хорош г-н Бабушкин в роли лакея. Артист, видимо, проделал большую работу над собой".
- Копочка, - говорю я, - так это же расклейщик афиш!
- А что, по-вашему, это не работа?
Молчу.
Как-то в Ревеле я встретился с моим другом - большим критиком Петром Пильским. В это время в Ригу, которая была рядом с Ревелем, приехала Карсавина.
Рижская газета "Сегодня" заказывает Пильскому статью о ней.
- Петр, - говорю я, - что же это "Сегодня" тебя просит писать о ней? Газета большая, что у них там, написать некому,
что ли?
Пильский смеется.
- Дело в том, - говорит он, - что у них там, в Риге, произошла, если так можно выразиться, "растрата эпитетов".
- Что это значит?
- Ну, понимаешь, они там на своих доморощенных балерин, на разных там Олечек и Танечек истратили все восторги,
и уже о Карсавиной им сказать нечего. Слов нет. Вот они и просят меня написать!
* * *
Мы замолчали. Мой собеседник в зеркале уже зевал.
- Да...- задумчиво сказал он. - Вы действительно того... Неврастеник.
Он встал и откланялся.
- Привет свояченице! - крикнул я ему вслед.
Следующий рассказ
|