Внимание! Сайт находится на реконструкции до устранения конфликтов с авторскими правами.

Диски А.ВертинскогоДругие исполнители Ещё материалы О сайте

 

А. Вертинский. Рассказы и зарисовки  

О спектакле "На дне" 
в Ленинградском театре драмы 
им. А. С. Пушкина.

Недавно я смотрел "На дне" - с ленинградцами. Боже, как я не согласен с ними! Какой нажим! Какая педаль! Какое фортиссимо!

Сатин - шулер, сухой и твердый в своей работе, высушенный на огне своего опасного и напряженного ремесла, каждую минуту рискующий, где-то глубоко запрятавший свой протест, - не может и не смеет так благодушно рассуждать с видом загулявшего архиерея, которому надоело бормотать молитвы и притворяться! Он выезжает на темпераменте. Но это не убеждает или убеждает тех, кому этого достаточно. У Сатина каждое слово вынуто из-под спуда. Из глубины души, в которую он сам никогда не заглядывает и не дает никому заглянуть в нее. И это только великий маг и волшебник - "священный алкоголь" - заставляет его так говорить! Говорить "недозволенное - самому себе". Каждое слово, каждое мнение этого человека - сокровенно и несвойственно ему в жизни, об этом надо помнить актеру! И что же? Вместо этого - актерский темперамент и пафос!

Барон - Фрейндлих - неубедителен, рассудочен, излишне умен! Барон - это все же какая-то "линия в нужнике". Он и сентиментален, и беспомощен, и добр (увы, добр, несмотря на свои грозные выкрики по адресу Насти), и вот он идет все-таки за ней: "Пойду посмотрю, что она там". Потому что он жалеет и, может быть, даже по-своему любит Настю и, погорячившись, тут же идет на попятный.

Актер вообще играет на втором плане и поэтому не доходит до зрителя. А жаль! Татарин хорош, не бездушен. Единственный, кто держится в образе с самого начала и до конца, - это Толубеев. Он безукоризнен, хорош и точен в своем типаже загулявшего человека. Этот актер никогда не ошибается. У него блестящее, я бы сказал, чувство "шкуры" того, кого он играет, и главное - великолепное чувство меры! Как важно иногда актеру помолчать. Дать публике за тебя подумать, за тебя поиграть. Этого актеры не любят, а между тем это нужно. Настя говорит, как будто вколачивает свои реплики, как сваи в землю. Зачем это? Ведь она же только женщина. Слабая женщина. Ее протест- это протест слез, а не гнева! А она уходит так, как будто через пять минут она сделает революцию! Не надо этого. Неверно. Не надо этого страшного надрыва!

Ведь она же любит все-таки этого несчастного барона и только дразнит его, вымещая на нем свои обиды и муки!

И песня спета слишком звонко, надо тише, они уже все пьяны...

Это мука и боль поют их устами. Тихо... безнадежно... И тогда на этом фоне, как удар грома, звучит фраза:

- Братцы... там... на косогоре Актер... удавился!

Огромная пауза. И только после этого:

- Эх, дурак... Песню испортил...

Вот где сила Горького. 

Какой потрясающий финал! 

Но этого не было...

 

Следующий рассказ

 

(C) 2003 CatAlek 

 

Реклама